Только человек, который занимается самообманом, может думать, что он имеет дело с таким же (просто несколько – или даже заметно – ухудшенным) студентом, какой был в «перестройку» и в «постперестройку». Ничего подобного. Тот студент сформировался (в школе, в подростковом возрасте, когда и закладываются основы личности как социального актора) в поздний советский период и/или (для последних отрядов этого поколения) в раннюю «перестройку». То есть это было поколение, во-первых, сохранившее советские установки уважения «высокой» культуры, науки и примата некапиталистических ценностей над капиталистическими (последние вполне ассоциировались с советским мещанством, заведомо презиравшимся); во-вторых, слишком образованное для нужд реальной советской экономики – и уже поэтому склонное к критическому восприятию социальной действительности и не находившее себе в ней места; в-третьих, устойчивое к полностью деградировавшей официальной пропаганде, убогой, скучной, проводившейся спустя рукава (поскольку она противоречила подлинным интересам той части советской номенклатуры – возможно, меньшей, но зато самой активной, – которая нацелилась на демонтаж суперэтатизма как строя, не позволяющего присоединить к власти собственность); в-четвертых, обладавшее (со школы, в силу поголовного пионерского и комсомольского опыта) умением осуществлять коллективные действия и искавшее социальной активности (начиная с рок-сцены и кончая политическими или квазиполитическими объединениями).
Это всё в прошлом. Студенческий век короток. Студенты «поколения Ельцина» уже в подметки не годятся студентам «поколения Горбачева», а студенты «поколения Путина» – студентам «поколения Ельцина». Сегодняшний студент приходит уже из школы с промытыми мозгами. Он сформировался в социуме, где средства массовой дезинформации, массовой коммуникации и индустрия развлечений тотально захватили его культурный мир и его свободное время (это началось с его детства и уж во всяком случае – со школьного возраста), навязав ему к периоду студенчества вполне определенные жизненные взгляды и установки: конформизм, консюмеризм, гедонизм, индивидуализм, карьеризм и контрреволюционность (в разных вариантах: неолиберальном, либеральном, мещанско-«аполитичном», консервативном, фашистском – это, на самом деле, не более чем составные части единого буржуазного консенсуса). Сегодняшний студент – продукт катастрофически деградировавшей и перекроенной по неолиберальным лекалам средней школы, которая поставляет в вузы кадры, не способные к критическому мышлению просто потому, что в подавляющем большинстве они не способны ни к какому мышлению. В результате сегодняшняя студенческая масса (не берем индивидуальные исключения) распадается на две большие части: на тех, кто не способен воспринять революционные идеи, так как не способен в принципе воспринимать какие-либо идеи, кроме некритически заученных – даже без их понимания – в детстве, и на тех, кто изначально ориентирован на конформизм и карьеризм, на встраивание в Систему на основе полного принятия «правил игры» – в надежде обеспечить личный успех и личное преуспеяние; последние прекрасно осознают порочность и преступность Системы и способны даже (пусть и не без некоторых искажений) понять смысл революционных идей – но они их сознательно отвергают, предпочитая синицу в руках журавлю в небе.
saint-juste.narod.ru/Soloviev_otvet.html